МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)

"Аналитическая справка по результатам самоанализа РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС"

 В последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий, как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.

 И на основании годового плана по МАДОУ № 9 и , руководствуясь пособием «Журнал контроля и оценки РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС»  воспитателями всех возрастных групп и специалистами  был проведен самоанализ по организации предметно- развивающей среды в группах. Самоконтроль проводился в период с 25 февраля  по 25 марта 2016 года.

Цель самоконтроля: 1. Соответствие предметно-развивающей среды в группах  необходимому стандарту.

2. Стимулирование воспитателей в организации  предметно-

развивающей среды.

 Построение РППС должно осуществляться по следующим видам деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, ЧХЛ. В связи с этим в группах выделяют общих три зоны: Зона умеренной активности(«Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»); Зона средней активности(«Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-коммуникативного развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»);Зона повышенной активности(«Центр двигательной активности или физического воспитания», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр дежурства»).

Согласно требованиям ФГОС в группах должно быть 15 зон(старшие-подготовительные группы.; 12-13-младшие средние группы)

Проанализировав среду  групп, мы пришли к выводу, что наша предметная среда всё-таки пока не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

- недостаточность оснащенности среды в создании условий для детской самостоятельности, через такие виды детской деятельности, как (познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной

- не учитывается  принцип интеграции детских центров активности;

- нехватка материалов и оборудования для деятельности дошкольников в таких центрах, как центр сюжетно-ролевых играх, центр физического развития, центр занимательной математики, центр социально-коммуникативного развития, театральный центр, центр музыки, центр познавательного развития ,центр безопасности (старший дошкольный возраст, центр экспериментирования).

- комплектация детских центров активности носит формальный характер, то есть все центры по сути есть, но недостаточно оснащены. Причина по мнению воспитателей, нехватка материальных средств. Хотя в этом году хорошо была оснащена развивающая среда у музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре. Планируется вопрос по оснащению групп на следующий учебный год

- не в полном объёме соответствие принципов построения развивающей среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

Но, тем не менее  педагоги  групп стремятся использовать каждый метр групповой комнаты с пользой: все уголки расположены вдоль стен и проход к ним свободен. Ребёнок может свободно использовать атрибутику для игр, всё доступно для детей. Приёмная используется, как информационный центр для родителей, где они могут ознакомиться с  организацией педпроцесса в ДОУ, результатами продуктивной деятельности, меню и т.д. В каждой группе есть уголок для родителей, доска объявлений. А непосредственно в самой группе есть магнитная доска, используемая как доска достижений ребёнка, выставочный центр детских работ.

Также самоанализ показал, что мало учитывается принцип гендерности (необходимые атрибуты для развития девочек, мальчиков)

В ходе самоанализа выявилось, чего не хватает в группах:

Так, учителя-логопеды анализировали речевой центр.

Рекомендации: Начиная со средней группы речевой центр желательно располагать отдельно от центра книги и дать ему название типа «Уголок речи», «Уголок грамотности» и т.д., где просто необходимо иметь индивидуальные зеркала для развития артикуляционной моторики, предметные опорные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, различные дидактические предметы для правильного речевого выдоха(гудки, султанчики, лабиринты, игры на дыхание), для старшего возраста  этот уголок дополнить индивидуальными пособиями для звукового анализа и синтеза, играми по словообразованию, схемами для характеристики звуков , звуковыми дорожками, материалом по обучению грамоте.

С младшей группы они предлагают организовать уголок интересных вещей для развития инициативной речи, обогащения представлений детей об окружающем,желательно приобрести нестандартный материал для развития мелкой моторики: прищепки, шишки, су-джок, камни Марблс, крышечки, массажёры, возобновить сенсорный столик , также в младших группах необходимо иметь игрушку-«одушевлённый персонаж», которая будет решать такие проблемы, как неуверенность стеснительность, побуждать к речевой активности(это, например кукла с большим подвижным язычком, бегемотик «Жу-жа» для артикуляционной гимнастики)

Музыкальные руководители анализировали «Театральный центр» и «Центр музыки»

Выяснилось, что в группах нет условий для размещения крупногабаритных музыкальных инструментов, нет русских и башкирских народных инструментов, не создана картотека музыкально-дидактических игр, нет альбомов с портретами известных детских композиторов, не полный подход к разным видам театра, исчезли напольные  ширмы, мало атрибутов в уголке ряжания Но, в основном, во всех группах есть магнитофоны либо музыкальные колонки, диски с аудиозаписями, флешки.

Инструктор по физкультуре анализировал «Центр двигательной активности».  Так во всех группах физкультурный уголок представлен в виде мобильной трёхэтажной корзины, где лежат мячи, скакалки, кегли, мягкие мячики(в ср гр. № 4- спортивный уголок фабричного производства, который необходимо наполнить, согласно возрастным требованиям). , Имеется папка «Физкультурно-оздоровительная работа», где представлена картотека подвижных игр, комплексы утренних гимнастик, побудок, физминуток; имеется оборудование для закаливания. Однако атрибуты для спортивных игр, игр с прыжками, подлезанием, метанием присутствует частично, мало дидактических игр по поддержке интереса детей к спорту, нет флажков, игр-забав, крупных настольных игр спортивного содержания, нет мягких спортивных модулей, они сосредоточены только в музыкальном зале.и реализуются на физкультурных занятиях.

Педагог-психолог анализировал центр психологической поддержки ребёнка, который, согласно ФГОС не обозначается, как самостоятельный центр, но тем не менее в группах должны непременно быть уголки уединения для снятия напряжения. Это могут быть отдельные готовые палатки, которые ребёнок сам может достать и разложить, либо мобильные ширмы, трансформирующиеся в различные конструкции. Также в группах обязательно должна присутствовать музыка для релаксации, песочная терапия, «сухой душ», мандала-терапия, как вид изотерапии(в старшем дошкольном возрасте) Для взаимодействия с родителями по психологической поддержке ребёнка педагог-психолог предлагает повесить в приёмной почтовый ящик вопросов и ответов, куда родители отправляли бы интересующие их вопросы по психологическому развитию детей, а педагог-психолог, воспитатели и другие специалисты консультировали бы родителей, давали профессиональные советы.

Воспитатели, проанализировав РППС в своей группе, выявили, чего не хватает для полного оснащения того или иного центра:

2 гр.раннего возр№ 3

.- дидактических игрушек по ознакомлению с дикими животными нашего края, дидактической куклы с комплектом одежды по сезону, разные виды конструкторов.

Мл.гр.№ 1-В центр познавательного развития-не хватает картин, плакатов, нет раздаточного счётного материала, мало игр по сенсорному развитию, зона экспериментирования недостаточно оборудована, в центре безопасности нет макета светофора, дорожных знаков, в уголке природы нет макетов-панорам, игротеки экологических развивающих игр. В центре конструирования нет специального транспорта, игрушек бытовой тематики, нет специально созданного социально-коммуникативного центра.

Мл.гр.№ 2-нет семейных фотоальбомов, картин о семье, недостаточно оборудован уголок ряжания, недостаточная наполняемость центра ИЗО-деятельности(Обводилки, раскраски)

Мл.гр№ 6-добавить материал в уголок сенсорики, центр безопасности, центр патриотического воспитания, центр ИЗО, атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Ср.гр № 4 нет центра дежурства, добавить атрибуты в центр двигательной активности(набивные мячи, обручи, мешочки с песком, оборудовать центр экспериментирования.

Ср.гр.№ 5- В познавательно центре-нет мнемотаблиц, схем, головоломок, предметов, сделанных из разных материалов, добавить оборудование в центр экспериментирования, оформить центр социально-комуникативного развития, центр дежурств.

Ст гр№ 7-Познавательный центр-нет энциклопедий, пособий по валеологии, развивающих логических игр, нет центра занимательной математики, нет игрушек-предметов реальной бытовой техники, оформить Центр книги по возрасту, обновить Центр игры, приобрести многофункциональную ширму.

Ст гр № 9—Оборудовать Центр экспериментирования, Центр занимательной математики, пополнить центр физического развития спортивными играми «Городки», «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», мягкими модулями, дисками здоровья, массажёрами, оформить социально-коммуникативный центр-речевой уголок, центр патриотического воспитания, познавательный центр- пособия по изучению рукотворного и природного мира.

Ст.гр.№ 11- Оформить Центр занимательной математики, центр-социально0ком развития, уголок речевого развития-по обучению грамоте, Центр театра и музыки, расширить тематику сюжетно-ролевых игр.

Подготовительные группы № 8,10,12- В центре конструирования мало разных видов для моделирования(ЛЕГо разных видов, зданий разных конструкций типа «Космодром», в Центр познавательного развития можно добавить материал по блокам ООД, добавить материал в центр безопасности, обновить центр игры, центр экспериментирования, Центр занимательной математики.

Также воспитатели хотели бы иметь у себя в группах технические современные средства: телевизор, ноутбук, интерактивную доску.

Атрибутика для каждого центра активности не всегда выставлен, он хранится в специальных коробках, папках в шкафах. Здесь воспитатели учитывают принцип сменяемости,  достают материал, когда нужно заменить старый или обновить.

Хочется отметить, что  достаточно материала и оборудования находится в педкабинете, где педагоги могут приобрести что-то нужное для пополнения РППС на период тематического блока.

Таким образом, вопрос о РППС на сегодняшний день стоит очень актуально. ППРС несёт в себе деятельностный характер , поэтому педагоги при построении РППС должны учитывать желания и интересы детей во всех активных центрах развития, принципы и задачи построения развивающей среды. Порой здесь необходимы не только материальные средства, нои творчество, фантазия педагогов и, конечно, помощь родителей.

Рекомендации: 1. Провести семинар-практикум для педагогов «Организация РППС в условиях ФГОС», на котором  педагоги смогут познакомиться с принципами построения современной развивающей среды, предложить варианты размещения активных зон именно учитывая планировку групп своего детского сада, группы, учитывая рекомендации специалистов.  Посмотреть видеоряд с вариантами наполнения активных зон, подчерпнуть какие-то идеи, задумки, перенять опыт других детских садов.

30 марта 2016 в 20:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.