МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)
Использование образовательных технологий в работе учителей-логопедов по теме: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовили учителя-логопеды: Багаутдинова А.Ф., Загирова А.Ш.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Мы работаем с детьми с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания. Для снятия утомления, напряжения во время индивидуальных занятий мы также проводим с детьмиработу экологического содержания: общая моторика «В лес весенний мы шагаем», «Ласточки», «Солнце», «Бабочка», «Ветер дует», «За малиной в лес пойдем», «Зайка», «Веснянка», «Насекомые над лугом», «Пчелка и цветы», «Деревья», «Дождик». пальчиковые гимнастики и игры «Цветок», «На лужок», «Весна», «Комар», «Птичек стая», «Грибы», «Ветер дует», «Рыбка», «Белочка».«Помоги тучке», «Выкладывание по контуру», «Покорми птичку» самомассажи пальцев, лица дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания «Ветерок», «Листопад», «Лети, бабочка!», «Птички улетают», «Дует легкий ветерок», «Василек».«Птица», «Ежик», «Хомячок», «Роза и одуванчик», «Бабочка», «В лесу» игры Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение надо уделять дидактическим эколого-речевым играм.Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами. «Кто, где живёт?» «Отгадай, что за растение» «Узнай на вкус» «Подбери листок» «Что за птица?» «Узнай по голосу животного» «Угадай, про кого расскажу» «Что опасно для природы» «Угадай, что в мешочке» «Когда это бывает?» «Чей хвост?» «С какой ветки детки?»Дидактическая игра «Угадай по запаху» Цель: развивать восприятие, мышление, память, речь. Ход игры: По считалке выбирается водящий, которому завязывают глаза. Воспитатель или другой ребёнок предлагает по запаху определить растение. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Затем дети меняются местами или выбирается другой водящий. Дидактическая игра «Раз, два, три, ромашку найди»(игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей). Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве и быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие цветы и травы растут около прогулочного участка. Затем произносит слова «Раз, два, три, ромашку (крапиву, подорожник) найди». Дети, услышав название растения, должны вспомнить, где оно растёт, и дойти до него. Дидактическая игра «Загадки про цветы» (Клумба «Лекарственные растения»). Цель: развивать мышление, умение составлять словесное описание внешнего вида растения. Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображениями разных цветов и трав (изображением вниз, чтобы его было не видно). Дети по очереди выбирают одну из карточек и никому, не показывая изображения, составляют словесное описание этого растения. Сначала можно задавать наводящие вопросы про растение (вопросы могут задавать как дети, так и воспитатель, а когда игру освоили, то описание растения дети делают самостоятельно). Остальные дети догадываются, о каком растении идёт речь. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Клумба «Лекарственные растения»). Цель: развивать восприятие, память и речь. Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать и отгадать, про какое растение идёт рассказ. Например: Это травянистое растение, у которого цветок с жёлтой серединкой и узкими длинными белыми лепестками. Растение бывает лекарственное и садовое. Отваром этого растения лечат больное горло, можно также ополаскивать волосы, чтобы они были здоровыми, крепкими и блестящими (Ромашка). Дидактическая игра «Угадай на ощупь» (игра может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей). Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память и восприятие. Ход игры: По считалке выбирается водящий, которому завязывают глаза. Затем воспитатель подводит его к одному из деревьев и предлагает на ощупь определить, до какого растения дотронулся ребёнок. Остальные дети тихо идут за ними и проверяют правильность выполнения задания. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: развивать восприятие, память и речь. Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать и отгадать, про какое растение идёт рассказ. Например: Это лиственное плодовое дерево. Плоды похожи на маленькие яблочки, сочные, красновато-оранжевого цвета. (Рябина) Или, например, для более старших детей: Это растение называют «деревом здоровья». Плоды этого дерева едят и люди, и животные. Считается, что плоды этого растения улучшают аппетит и лечат многие заболевания. Листья этого растения выделяют фитонциды - вещества, уничтожающие бактерии, поэтому около него легко дышится. (Рябина) Дидактическая игра «Кто, где живет?» Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. Задачи: Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Развивающие: Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти. Воспитательные: Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным. Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением жилища, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с животными, а у каждого игрока своя карточка с домами, а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам. Дидактическая игра «Узнай, чей лист» Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание. Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение» Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию,развивать память, внимание. Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание. Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение. Дидактическая игра «Где что растет?» Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат. Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Список литературы. 1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М: Гном, 2014. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006. 3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007. 4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999. 5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. 6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. 1 декабря 2017 в 17:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.