МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)
Семинар-практикум:"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"Семинар-практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя Задачи: Дать определение понятию «здоровье»; Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ посредством развивающей среды; Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара. Форма проведения: педагогическая мастерская План проведения программы: 1. Вступительное слово старшего воспитателя 2. Игра «Давайте познакомимся!» 3. Психологический тренинг «Воздушный шар» 4. Практическая часть: - сообщения педагогов ДОУ; - «Показ видеопрезентации» 5. Психологический тренинг «Мечта».
Ход семинара-практикума: Ведущая: Добрый день, уважаемые педагоги! Семинар – практикум проходит в виде деловой игры. 1. Игра – разминка «Доброе слово от солнышка». Старший воспитатель предлагает встать в круг. Педагоги передают мягкую игрушку – солнышко и говорят друг другу комплименты. Ст. воспитатель: В этот сентябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты. Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.
Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар-практикум по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Начать нашу встречу нам хотелось бы с доброго слова, поскольку я вас всех знаю, уважаю, люблю и ценю. А сделаю я это с помощью вот такого мягкого, тёплого солнышка (игрушки). Это солнышко сейчас пробежит по кругу, а мы скажем друг другу комплименты. Игра-разминка «Доброе слово от солнышка» Ведущая: Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу. Мы можем начать работу нашего семинара-практикума. (Трек № 1) Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово!». Как и на любой телевизионной передаче, у нас сегодня присутствуют гости. На правах ведущей, я вам их представляю. Представление гостей(под Трек № 1 –негромко) Ведущая: Итак, переходим к рубрике «Про здоровье» Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека) Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д. Ведущий (старший воспитатель): Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Когда впервые детям задаешь вопрос: «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете, дети?». Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками». «А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!». Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Итак, рубрика «В детском саду».(Слайд № ) (сообщение старшего воспитателя) На современном этапе развития общества выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатом. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи [4, с. 63-68]. Сохранение и укрепления здоровья воспитанников - основная задача дошкольных образовательных учреждений. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ЗСПТ применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая,гимнастика ортопедическая. Технологии обучения ЗОЖ Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», точечный самомассаж Коррекционные технологии Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как физического, так и психического. Итак,переходим к следующей рубрике: Рубрика «Наша мастерская» (Слайд № ) В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. К сожалению, эфирное время ограничено, поэтому мы расскажем и покажем лишь малую толику большой работы наших замечательных мастеров-педагогов.Это настоящие мастера своего дела, люди творческие и не равнодушные к своей профессии. И сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Хатипова Наталья Владимировна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомое настроение, которое данные слова характеризует. Приятным такое состояние не назовёшь, и к активной деятельности оно не располагает. Мы же стремимся к тому, чтобы наши малыши крепко поспали и проснулись в хорошем настроении, зарядились бодростью и энергией для насыщенной и содержательной деятельности во второй половине дня. Поэтому традиционное проведение бодрящей гимнастики после дневного сна мы стараемся проводить под весёлую, динамичную музыку. Показ видеоролика «Бодрящая гимнастика» во второй младшей группе (Слайд № ) «Наши технологии»: Одной технологий, используемой в нашем ДОУ, является арт-терапия. Арт-терапия – это, буквально, лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность – и, прежде всего, собственная творческая деятельность. Арт-терапия снимает у любого ребёнка самые разные проявления нестабильности, тревоги, страхов. И слово мы предоставляем воспитателю Бочаровой Э.Р., которая поделится опытом использования метода арт-терапии. Сообщение воспитателя Бочаровой Э.Р. Ведущая: Давайте посмотрим небольшой видеосюжет. Показ видеосюжета «Арт-терапия»(Слайд № ) Ведущая: Одним из перспективным направлений в жизни нашего ДОУ является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки создаёт положительный эмоциональный фон, повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль. И сегодня у нас в студии присутствуют замечательные специалисты в области музыкотерапии. Это Рудина Л.А., Шарафутдинова Д.Х. воспитатель Тажетдинова А.А. Давайте предоставим им слово. Сообщения Рудиной Л.А., Шарафутдиновой Д.Х., Тажетдиновой А.А. Показ видеосюжета «Музыкотерапия в ДОУ»(Слайд № ) Ведущая: Ещё одним из инновационных направлений в области ЗСТ является пескотерапия. (Слайд № ). Песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Где же ребёнку найти пространство, чтобы выразить те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам и замыканиям в себе. Такое пространство и предоставляет детям волшебница-песочница. Своим опытом по применению пескотерапии поделится логопед Загирова А.Ш. Практическая часть «Песочный город» Ведущая: В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. они растут и развиваются сами по себе: в детских садах, школах и т.д. Родителей волнует только основной вопрос – «Накормлен ли ребёнок?». Чаще всего, дефицит времени – это лишь иллюзии. Если вы любите своего ребёнка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то вы всегда найдёте время на любимое чадо. Помимо умственного развития очень важно развивать его физически. Поэтому в нашем ДОУ большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Особое внимание уделяется профилактике плоскостопия, релаксации, самомассажу, дыхательной гимнастике, которые являются одним из компонентов структуры НОД по физическому воспитанию. Я хочу с удовольствием представить опыт работы неутомимого труженика, замечательного специалиста в своей области и просто хорошего человека, руководителя по физвоспитанию Васимовой Р.Н. Показ видеоролика «Физкульт-Ура!»(Слайд № ) Ведущая: Мы подошли к следующей рубрике. Следующая рубрика «Помоги себе сам» Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Не все пункты этого утверждения мы, педагоги, выполняем(делаем с детьми утреннюю гимнастику, дышим на прогулке свежим воздухом, а если есть настроение, можем и поиграть с детьми в какую-нибудь подвижную игру, здоровый сон, к сожалению нам только снится, а взгляд на жизнь порой бывает пессимистичным из-за разных проблем. Поэтому сейчас, уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами хорошим настроением, вселить в вас радость и положительные эмоции. Практическая часть с участниками семинара флэшмоб «Хей, бэби!»(Трек № 2) Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей. Теперь немного юмора. Я предлагаю вам несколько несерьезных советов для серьезных педагогов. Несерьезные советы: ***Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю. ***Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. ***Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи! ***Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком. ***Нужно постараться выздороветь до того, как начнут лечить. ***Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите. ***Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне. ***Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой. ***Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала. ***Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день. ***Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату. ***Если возникло желание крикнуть - это опасно, можно привыкнуть. ***От радости кудри вьются, в печали секутся. Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение. И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”. Рубрика «Релаксация» Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, кто из вас мечтает о летнем отдыхе где-нибудь на берегу тёплого моря? Или побродить по лесам и горам нашего Зауралья? А, может, просто тихо порыбачить на берегу Калкана, попеть песни под гитару да под шашлычок тихим вечерком? Пока об этом приходится только мечтать. Но как вы знаете, любая мечта становится явью. И сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствия от созерцания прекрасных картин под спокойную музыку. Релаксация, слай-дшоу Ведущая: Наша передача «Жить здорово» подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово!(Трек № 1)
Используемая литература: 1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24. 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008. 3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка.- М.: Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с. 4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- 112 с. 5. Бушнева И.М. и др. Педагогические советы /авт.-сост. И.М. Бушнева [др.].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с. 6. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
1 декабря 2014 в 12:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.