МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)

Семинар для заведующих детских садов города и района на тему: " Сетевая форма реализации образовательных программ"

В нашем детском саду 25 февраля прошел семинар для заведующих детских садов города и района на тему: " Сетевая форма реализации образовательных программ"

a5c8db1c8bd965605fa7fd7688c38218.jpg

95c516547509b4e2d0f1b660b49774c1.jpg

Общеизвестно, что дошкольный возраст является определяющим периодом становления личности, когда у ребенка закладываются основные человеческие качества, когда формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, окружающих его в жизни. 

На протяжении многих лет работа педагогов по социализации дошкольников зиждилась на «трех китах» - общению в семье, взаимодействию со своими воспитателями и отношениям с друзьями и сверстникам. Современные реалии диктуют необходимость расширения социальной сферы в подготовке ребенка к жизни в обществе.
В рамках реализации нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» поставлена задача комплексного развития сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования, в связи, с чем осуществляется оптимизация сети образовательных учреждений, и создаются устойчивые образовательные системы, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка.

Сетевая форма реализации образовательных программ, статья 15 часть 1 нового Федерального закона за № 273  об образовании в Российской Федерации,  обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций. Также могут участвовать научные, медицинские, физкультурно-спортивные  организации культуры, и иные, обладающие ресурсами необходимыми для обучения. 

Особую роль в данных условиях играет гармоничное развитие ребенка с момента его вхождения в социальную среду - детский сад, пребывания в ней и трансформации своего первого социального опыта при мягком переходе в начальную школу.
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Поэтому ему необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности, стать "открытой системой". 

Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, "окно в мир"; оно открыто для общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью.

Установление прочных связей с социумом, дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует  взаимоотношения с родителями. Одновременно этот процесс:

- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;

- поднимает статус учреждения;

- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

 Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным, безопасным. А взаимоотношения строить с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер. И оно строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. 

Первый этап – подготовительный.

 Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

 Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями, определение направлений взаимодействия, разработка планов сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия; 

Нашими социальными партнерами являются:

· Детская консультация.

· Туристический центр

· Средняя образовательная школа № 10.

· Детская музыкальная школа №1

· Модельная детская библиотека

· Историко-краеведческий музей

· Отдел безопасности дорожного движения

а так же семьи воспитанников

Следующий этап – практический.

Его цель - реализация планов сотрудничества с организациями социума.

Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума.

И последний – заключительный этап.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

 Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Представляю Вашему вниманию – работу ДОУ, по организации социального партнерства которую мы назвали "Мы вместе!" 

Цели нашей работы: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы. 

Задачи: 
Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. 
Формировать у детей  способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 

Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству.

Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, города, малой Родины. 

Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат 

1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов. 

2. Повышение социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира детьми. 

3. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 

А сейчас подробнее остановлюсь на проектах взаимодействия детского сада с нашими социальными партнерами.

 Взаимодействие со школой.

Проект школьной направленности способствуют созданию преемственности образовательных систем способствующих позитивному отношению дошкольников своей будущей социальной роли - ученик.

Воспитатель подготовительной группы Мингажева Рафида Искандаровна назвала свой проект «Скоро в школу».

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций предостаточно: неудачи на фоне успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы.

Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики, убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с психологом и учителями начальных классов.

856436588031d4542927f99b67927a31.jpg

Наш социальный партнер  – Детская музыкальная школа.

 Задачи музыкально - эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Педагоги детской музыкальной школы № 1 в лице Аглиуллиной Джамили Жавдатовны  проводят огромную творческую работу с нашими маленькими зрителями, привлекая их к участию в концертах, создавая для них настоящий праздник. 

Нашим социальным партнером является  модельная детская библиотека. Поэтому направлению ведет работу воспитатель средней группы Латыпова Эльвира Глюсовна. Ее проект называется «Книга – лучший друг».

 В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А становление и развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мы установили тесные связи с детской библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Для повышения интереса у детей к чтению и ознакомлению с художественным творчеством, организуются экскурсии в библиотеку, где проходят выставки, литературные викторины, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, показ кукольных спектаклей. Эти встречи помогают открывать в ребенке творческие способности.

8a283a91ee9a59ea2008b35bc5250ca7.jpg

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ИСТОРИКО КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Взаимодействие с музеем ведет воспитатель средней группы Антонова Светлана Николаевна, ее проект называется «Приобщение дошкольников к музейной педагогике».

Музей для взрослого это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему  вещей.  Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музей, коллекции, которых, настолько разнообразны и уникальны, что могут для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

Экскурсии в музеи – это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров и художественного слова. Рассматривание музейной подборки экспонатов прошлых лет способствует более глубокому представлению об истории нашего города, воспитывает в детях чувство патриотизма и  гражданственности.

Музейная педагогика  подразумевает сотрудничество детского сада и музея, организацию экскурсий разной тематики.

Однако в последнее время музейная педагогика изменилась в значительной степени, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи.  И в нашем детском саду существуют такие мини-музеи, созданные при помощи наших воспитателей и родителей. Организация и использование мини - музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

f81bd8d5e5e7f5565993bfaeb389a82d.jpg

Взаимодействие со спортивными учреждениями.

Поэтому направлению работает Бочкова Е.А., ее проект называется «Туризм средство оздоровления и приобретения навыков безопасности». 

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников.

Одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.

Использование туризма в целях здоровьесбережения  характеризуется общедоступностью и рекомендуется  практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни счем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельностью обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают наш детский сад, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Тесная связь со спортивными организациями способствует развитию и популяризации детского спорта. Многие родители заинтересованы в развитии не только физических способностей своих детей, но и умственных. Так многие мальчики подготовительных групп занимаются в хоккейном клубе «Горняк», и шахматном клубе. А Лира Шакирова из подготовительной группы является самой юной шахматисткой клуба.

bad1ea6c0e1f6647877744dba2cfe14d.jpg

Социальный партнер –  Центральная Городская больница. Детская консультация.

Поэтому направлению работает Галиакберова Р.А. . Ее проект называется «Дошкольники из Неболейкино».

Целью взаимодействия является: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинским учреждением, также:

1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.  

8056136801dd775e4852a80e30e670e3.jpg

Социальный партнер – отдел МВД России по Учалинскому району.

Дети пешеходы – самые уязвимые участники дорожного движения, создание эффективной системы непрерывного обучения и воспитания всех участников дорожного движения должно начинаться с детского сада

В целях профилактики и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма и формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения, а так же повышения ответственности за соблюдение детьми правил дорожного движения на улицах города уделяется особое внимание. Сотрудник отдела безопасности дорожного движения Гумерова Гульнара Фаритовна принимают активное участие в тематических беседах с воспитанниками старшего дошкольного возраста, показ видеороликов по безопасности на дороге, в игровой форме дети закрепляют правила дорожного движения в автогородке ДОУ.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом, если оно заинтересовано: 

· в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

· в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;

· в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

· в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Есть такое выражение, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них».  Пусть Ваша  память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо Вам! Берегите себя и своих близких.

РЕШЕНИЕ СЕМИНАРА:

1.  Тему сегодняшнего семинара считать актуальной. 

2.  Предложения и рекомендации принять к сведению и применять в своей практике.

3.  Включить в планы МО, педсоветов для изучения нормативно-правовой базы по сетевому образованию.

27 февраля 2015 в 10:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.