МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)
Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре дома - учитель - логопед Багаутдинова Айсылу ФаритоваРазвитие слогового анализа и синтеза слов в игре дома В последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. К сожалению, не всегда дети с речевыми нарушениями, занимаются в речевой группе детского сада или на логопедическом пункте (по разным причинам). В школе этим детям гораздо труднее, чем сверстникам, у которых речевое развитие проходило без патологии. Конечно, при логопедическом обследовании в начале учебного года, выявляется ряд проблем, которые в дальнейшем могут привести к ошибкам при письме и чтении. Одна из самых разнообразных и многочисленных по типам группа ошибок - это ошибки на уровне слога. Многие первоклассники с трудом проговаривают слова со сложной слоговой структурой, допускают при этом разнообразные ошибки. Чтобы избежать ряда трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения письму и чтению, в логопедическую работу с учащимися, всегда включаю упражнения, задания и игры по развитию слогового анализа и синтеза слов. Эти игры достаточно просты, не требуют специальной подготовки, (используемый при этом наглядный материал есть у каждого логопеда) и эффективны. Они позволяют добиться внимания к звучащему слову, его звуко-слоговому составу, формирую речевые навыки, развивают мыслительные процессы. ИГРЫ: Поезд Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов: · 1 вагон - слова, состоящие из одного слога, · 2 вагон – слова, состоящие из двух слогов, · 3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов. Найди слог Взрослый предлагает детям найти потерявшийся слог на карточках. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.
Найди слово Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов. Картинки можно предложить по темам: «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные» и т.д. НАПРИМЕР: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец. Тематический марафон Взрослый предлагает детям назвать слова с определённым количеством слогов по заданной теме: «посуда», «одежда», «игрушки», «транспорт», «дом» и т. д.. При трудностях можно выставить картинки по теме. НАПРИМЕР: «Игрушки»: 1слог-гном, мяч; 2 слога- кукла, домик; 3 слога- коляска,машина. Ласковое слово Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога. НАПРИМЕР : дом-домик, гном-гномик . Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др. Кубик Взрослый выкладывает картинки (карточки со словами) с разным количеством слогов. Ребенок бросает кубик, называет число и выбирает слово, состоящее из такого же количества слогов. Закончи слово Взрослый просит закончить начатое им слово или начать слово. ра - ве-ло-си-
Схема звукобуквенного анализа и синтеза Помните! Цель занятий с ребенком дома – развитие интереса к занятию и желание обучаться. 1. Послушай слово (произнеси медленно четко все звуки) 2. Повтори слово медленно и послушай его звучание. 3. Назови первый звук и обозначь его кружком. 4. Расскажи о звуке: гласный – воздух выходит свободно; согласный – воздух наталкивается на зубы, губы, язык. Твердый согласный – обозначаем, синим цветом;мягкий – зеленым. 5. Назови второй звук (и так все звуки по порядку). 6. Посчитай сколько звуков в слове. 7. Сколько согласных? Сколько гласных? 8. Подели слово на части. Сколько в слове гласных столько и частей. 9. Сколько звуков в первой части? Во второй? 10. Обозначь звуки буквами. 11. Прочитай слово. 27 февраля 2015 в 13:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.