МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)

Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре дома - учитель - логопед Багаутдинова Айсылу Фаритова

Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре дома

  В последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. К сожалению, не всегда дети с речевыми нарушениями, занимаются в речевой группе детского сада или на логопедическом пункте (по разным причинам). В школе этим детям гораздо труднее, чем сверстникам, у которых речевое развитие проходило без патологии. Конечно, при логопедическом обследовании в начале учебного года, выявляется ряд проблем, которые в дальнейшем могут привести к ошибкам при письме и чтении. Одна из самых разнообразных и многочисленных по типам группа ошибок - это ошибки на уровне слога. Многие первоклассники с трудом проговаривают слова со сложной слоговой структурой, допускают при этом разнообразные ошибки. Чтобы избежать ряда трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения письму и чтению, в логопедическую  работу с учащимися, всегда включаю упражнения, задания и игры по развитию слогового анализа и синтеза слов. Эти игры достаточно просты, не требуют специальной подготовки, (используемый при этом наглядный материал есть у каждого логопеда) и эффективны. Они позволяют добиться внимания к звучащему слову, его звуко-слоговому составу, формирую речевые навыки, развивают мыслительные процессы.

ИГРЫ:

Поезд

Взрослый  предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:

·  1 вагон - слова, состоящие из одного слога,

·  2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

·  3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

Найди слог

Взрослый  предлагает детям найти потерявшийся слог на карточках. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.
НАПРИМЕР:  Ма…на, иг…ка, те..визор, ка…даш, пира…да, во…та.

Найди слово

Взрослый  предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

Картинки  можно предложить по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные» и т.д. 

НАПРИМЕР:   лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.

Тематический марафон

Взрослый  предлагает детям назвать слова с определённым количеством слогов по заданной теме: «посуда», «одежда», «игрушки», «транспорт», «дом» и т. д.. При трудностях можно выставить картинки по теме.

НАПРИМЕР:  «Игрушки»: 1слог-гном, мяч;  2 слога- кукла, домик;

3 слога- коляска,машина.

Ласковое слово

Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога.

НАПРИМЕР : дом-домик, гном-гномик . Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др.

Кубик

Взрослый  выкладывает  картинки (карточки со словами) с разным количеством слогов. Ребенок  бросает кубик, называет число и выбирает слово, состоящее из такого же количества слогов.

Закончи слово

Взрослый  просит закончить начатое им слово  или начать слово.

ра - ве-ло-си- 
ра-ке- ак-ва-
ра-бо-та -ми-ли-ци-о- 
тру- чис-тиль- 
мо-ло- ми-мо-

Схема звукобуквенного анализа и синтеза

Помните!

Цель занятий с ребенком дома – развитие  интереса к занятию и желание обучаться.

1.  Послушай слово (произнеси медленно  четко все звуки)

2.  Повтори слово медленно и послушай его звучание.

3.  Назови первый звук и обозначь его кружком.

4.  Расскажи о звуке: гласный – воздух выходит свободно;

согласный – воздух наталкивается на зубы, губы, язык.

Твердый согласный – обозначаем, синим цветом;мягкий – зеленым.

5.  Назови второй звук (и так все звуки по порядку).

6.  Посчитай сколько звуков в слове.

7.  Сколько согласных? Сколько гласных?

8. Подели слово на части. Сколько в слове гласных столько и частей.

9.  Сколько звуков в первой части? Во второй?

10.  Обозначь звуки буквами.

11.  Прочитай слово.

27 февраля 2015 в 13:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.