МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)
Консультация:"Как определить, что у ребенка дизартрия?" - подготовила учитель-логопед Загирова Альбина ШавкатовнаДиагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия? Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи. Что нарушается при дизартрии: 1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться. Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус: Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены. Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение. Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус: Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок. Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус: Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж. 2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц. Как проверить подвижность артикуляционных мышц: Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз. · Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед «трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются одними губами. · Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней. · Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта. Результаты проверки: Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц. · Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой. · Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы). · При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком). · Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение. 3. Нарушается звукопроизношение. При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков. 4. Нарушается речевое дыхание. Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание? · Речь ребенка затухает к концу фразы. · Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания». · Ребенок дышит слишком часто. 5. Нарушается голос. Как при дизартрии может нарушаться голос: Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости». 6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи. Как проявляется нарушения мелодичности речи: · Ребенок не может произвольно менять высоту тона. · Речь ребенка монотонна. · Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная. 7. Слюнотечение. Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. 27 февраля 2015 в 13:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.