МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)
Консультация "Речевое дыхание" - подготовила учитель-логопед: Багаутдинова А.Ф.«Развитие речевого дыхания» Как мы дышим обычно? Обычно - не задумываясь, но если вы обратите внимание на процесс дыхания, то заметите: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ, затем идёт маленькая пауза. Вдох и выдох приблизительно одинаковы по своей продолжительности. Во время разговора организму нужно более рационально расходовать запас кислорода и постоянно его пополнять. Для этого вдыхают воздух носом, затем следует пауза, а после неё – выдох через рот, который получается намного длиннее, чем вдох. То есть на вдохе мы быстро набираем достаточное количество воздуха, а на выдохе постепенно его расходуем, тогда речь звучит красиво и плавно. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Источником образования звуков речи как уже было сказано, является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко-образование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии. Неправильное речевое дыхание нередко приводит: — к нарушению плавности речи (речь на вдохе); — позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка); — ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; — в некоторых случаях к ускорению темпа речи; — неправильному использования интонационных средств выразительности; — нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний). Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми. Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее: · наблюдение за детьми в повседневной жизни с целью изучения у детей уровня развития речевого дыхания; · правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания; · подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений; · занятия проводить: - с небольшими группами (не более 10 детей); - с подгруппами (не более 4-6 детей); - индивидуально. · проводить занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака), или вечером после дневного сна; · индивидуальную работу проводить в случае необходимости (дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей групповой работе); · должно быть, четкое объяснение и показ взрослым; · продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения; · упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза; · длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим – до 3 слов на 1 выдохе, старшим – 5-6 слов); · поза у детей должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение и утомление; · необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений; · в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями; · следить за санитарным состоянием помещения, где проводятся занятия. Тренировка речевого дыхания Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
Игры для развития речевого дыхания Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
Сдуй шарик Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Змейка
Насос
Птицы разговаривают
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха Игра «Одуванчик» Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха. Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, им предлагают сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Дети сидят на стульях. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Детям предлагают встать по одному возле каждой бабочки. Они дуют на бабочек. Игра «Ветерок» Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Игра «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» (« п – п – п») на одном выдохе. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Детям предлагают покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. ( При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту). Игра «Чей пароход лучше гудит?» Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка. Каждому ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» (по очереди обращается к детям), а затем предлагает погудеть всем вместе. Игра «Прокати мяч к воротам» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель. Ход: Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первым начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры – 1-2 минуты. Игра «Листопад»
Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
Игра «Снег идёт!»
Игра «Вертушка»
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Игра «Бульки» Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. - Давай сделаем веселые бульки! Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Игра «Расти, пена!» Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
Игра «Мыльные пузыри»
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. «Книголюб»,2004. 2.Т.А.Суборова. Дыхательные упражнения в игровой форме.// Логопед.2010.№2. 3.С.И.Печинина. Играя, лечим! // Логопед. 2007.№4. 4.Л.Н.Стяпина, Е.А.Рогова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.// Логопед.2009.№1. 5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., Творческий центр, 2004 6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Воронеж, 1997-320 с. 27 февраля 2015 в 13:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.