МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)

Проект воспитателя Антоновой С.Н. "Приобщение дошкольников к музейной педагогике"

  Тип проекта: краткосрочный,  информационно- исследовательский.

Сроки проекта: сентябрь – февраль  2014-2015г

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Проблема: Каким образом формировать у детей интерес к музеям.

Цель проекта:

• Гармоничное развитие воспитанников путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики.

• Развивать социальную и коммуникативную компетентность.

Задачи проекта:

• Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• Наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

• Приобщать воспитанников к истокам и традициям родного края

• Развивать гуманные и нравственные качества ребенка, формировать познавательный интерес к окружающему миру.

• Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.

Аннотация к проекту:

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Чтобы активизировать у детей желание творить мы создали мини - музеи в нашей группе, но и стремимся знакомить наших воспитанников с настоящими музеями и подлинными музейными экспонатами.

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекции которых, настолько разнообразны и уникальны, могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

Экскурсии в музеи - это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

Этапы проекта:

Этапы

Название

Мероприятие

1

Вводный

· Формирование проблемы: «Каким образом формировать у детей интерес к музеям».

· Деятельность детей: выяснить, есть ли в нашем городе музеи для детей, и чем они интересны.

· Деятельность педагогов: приобщить дошкольников и их родителей к прошлому и настоящему родного края.

2

Подготовительный

· Составление паспорта проекта.

· Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

· Взаимодействие с социумом (Городским краеведческим музеем).

3

Принятие решения

· Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

· Составление перспективного плана на шесть месяцев  по серии занятий «Приобщение  дошкольников к музейной педагогике».

4

Выполнение

· Поход в музей;

· Проведение с детьми бесед;

· Проведение подвижных, дидактических, сюжетно ролевых игр.

· Чтение художественной литературы, рассматривание картин, рисование рисунков.

· Создание фотоальбомов « Наши путешествия».

· Оформление мини-музеев.

5

 

 

 

6

Оценка результативности

Завершающий

· Подготовка к презентации проекта.

· Презентация проекта на семинаре «Сетевое образование» (направление: ознакомление детей с музейной педагогикой).

 


 

Реализация проекта

Виды совместной деятельности

Сентябрь

Познавательное речевое:

· Беседа: «Какие у вас игрушки дома».

· Свободное общение: « Что такое музей?».

· Дидактическая игра «Расположи игрушки».

· Экскурсии в мини-музеи детского сада: «Башкирский мини-музей», «Русский мини-музей».

Социально- коммуникативное развитие:

· Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в игрушечное царство».

· ОБЖ: беседа о безопасном поведении на территории детского сада.

· Труд: влажная уборка в игровых уголках.

Художественно-эстетическое развитие:

· Прослушивание музыкальных композиций : пьеса П.И Чайковского «Новая кукла».

Физическое развитие:

· Подвижная игра « Кот и мыши».

Работа с родителями:

· Предложить родителям совершить экскурсию по городу в целях ознакомления с достопримечательностями родного города, посетить музей, « Парк культуры и отдыха».

· Оформление выставки «Наши летние путешествия»

Октябрь

Познавательно-речевое развитие:

· Беседа: « Что такое музей?».

· НОД «Моя малая родина».

· Экскурсия в городской музей на выставку «Сказочные герои мультфильмов»

· Чтение художественной литературы: башкирская народная сказка   «Медведь и пчёлы».

Социально- коммуникативное развитие:

· Сюжетно -  ролевая игра: «Семья».

· Дидактическая игра « Зачем нам эти вещи».

· ОБЖ: «Безопасное путешествие по городу».

· Художественно – эстетическое развитие:

· Лепка – Рисование: « Красивая пиала».

Физическое развитие:

·  Рус.нар.игра « У медведя во бору», баш.нар. игра «Юрта»

Работа с родителями:

· Сбор экспонатов к мини – музею «Колокольчики».

Ноябрь

Познавательно – речевое развитие:

· Рассматривание колокольчиков: формировать представление о разновидностях колокольчиков.

· Дидактическая игра «Кто что слышит».

Социально- коммуникативное развитие:

· Игровая ситуация: «Убери на место».

· Упражнения на развитие мелкой моторики: « Угадай» - игры на ощупь.

· Беседа: «Совершаем добрые поступки».

Художественно – эстетическое развитие:

· Лепка: « Колокольчик».

· Прослушивание колокольных звонов(фонограмма)

Физическое развитие:

· Подвижная игра: « Жмурки с колокольчиком»

· Физминутка: «Детский сад».

Работа с родителями:

· Сбор экспонатов к мини – музею «Шкатулки».

Декабрь

Познавательно – речевое развитие:

· Беседа: « Мини – музеи в детском саду».

· Дидактическая игра «Из чего сделано?».

Социально – коммуникативное развитие:

· Художественно Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек».

· Дидактическая игра «Подбери похожие слова».

· Труд: поддержка порядка в групповых мини- музеях.

Художественно- эстетическое развитие:

· Аппликация «Украсим коврик».

· Рисование «Подарки из волшебного ларца ».

Физическое развитие:

· Подвижные игры: «Замри», «Ловишки».

Работа с родителями:

Сбор экспонатов к мини- музею «Кукла».

 

Январь

Познавательно – речевое развитие:

· Беседа: «Дикие животные зимой».

· Дидактическая игра: «У кого какие шубки».

· Экскурсия в Учалинский городской краеведческий музей: «Животный и природный мир Башкортостана»

Социально – коммуникативное развитие:

· Сюжетно – ролевая игра: « Путешествие на автобусе»

· ОБЖ: беседа о безопасном поведении на пешеходном переходе.

· Труд: влажная уборка в мини - музеях.

Художественно – эстетическое развитие:

· Рисование: « Зайка серенький стал беленький».

· Лепка «Мишка косолапый»

· Прослушивание музыкальных произведений А. Гречаникова на музыкальных занятиях.

Физическое развитие:

· Пальчиковая игра: «Игрушки».

· Подвижная игра: «Пробеги и не задень».

Работа с родителями:

· Консультация для родителей: « Музейная педагогика».

Февраль

Познавательно – речевое развитие:

· Беседа: «Для чего нужны музеи?».

· Дидактическая игра «Узнай по описанию».

· Свободное общение: «Твой любимый мини – музей».

· Нод « Кукла из бабушкиного сундука».

Социально – коммуникативное развитие:

· Сюжетно – ролевая игра: «К нам гости пришли».

· Безопасность: формировать безопасное поведение на территории детского сада.

Художественно – эстетическое развитие:

· Рисование «Моя любимая игрушка»

· Аппликация «Матрёшка»

Музыкально-дидактическая игра « Угадай, что  звучит »

Работа с родителями:

· Презентация мини – музеев в группе.

Предполагаемый результат

Расширится кругозор детей, откроются возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Будет налажено сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с представителями социума за пределами детского сада.

Воспитанники приобщатся к истокам и традициям родного края.

 У детей сформируется активный познавательный интерес к окружающему миру.

Расширится и обогатится словарный запас дошкольников.

Используемая  литература:

1. Сазонова О.И «Музей в детском саду ка средство реализации национально- регионального компонента содержания дошкольного  образования»: Сборник методических рекомендаций. Уфа, 2014

2. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

3. Н.А.Рыжова,  Л.В. Логинова, А.И. Данюкова « Мини – музей в детском саду», Москва, «Линнка – пресс», 2008г.

4. Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.

5. Л.Д.Морозова «Метод проектов в деятельности ДОУ»,Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. №2.

6. «Проектный  метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор- составитель Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. М. АРКТИ 2006 г.

7. М. Нургалиева « Проекты Детского музея – забавные и обучающие», М. Нургалиева Музей. – 2010.- №9. С.32 – 35.

8. Шевкунова. Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы. Е.Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова – «Дошкольное воспитание»- 2009. - №4. С 59-65.

9. Мень.Т.Е «Ребенок и кукла в современном мире»- Т.Е. Мень  «Детское творчество и музей».- СПб., 2005.- с. 117- 122.

10.  Музейно – педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. Б.А. Столяров, А.Г.Бойко, А.Г. Сечин .

 Рекомендации

для родителей по приобщению детей к музейной культуре

 

· Посещать с детьми музей один раз в квартал;

·  

· Перед посещением музея создать праздничное настроение, то есть надеть праздничную одежду и эмоционально настроить

ребёнка;

· Учить правилам поведения в музее, обратить внимание на

поведение других посетителей;

· Располагать необходимой информацией, чтобы ответить на

 любой детский вопрос;

· Побуждать у ребёнка желание рассказать об увиденном в семье

и сверстникам в детском саду;

· Принять активное участие в создании мини - музее в группе

27 февраля 2015 в 13:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.