МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)

семинар-практикум: «Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии» - подготовили учителя-логопеды: Загирова А.Ш., Багаутдинова А.Ф.

Семинар-практикум на тему: «Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии» 

  В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут иметь как органический, так и функциональный характер, причиной которых выступают двигательные нарушения расстройства различной степени тяжести. Двигательные нарушения артикуляционного аппарата является одной из основных причин формирования правильного произношения у детей. В связи с этим в логопедической работе необходимо использовать массаж артикуляционного отдела верхнего конца языково-двигательного анализатора, в частности наиболее подвижных его частей: мышц лица и языка.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Дифференцированный логопедический массаж - часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии)массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

 Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.   

 Цель: нормализировать мышечный тонус  мимической и артикуляционной мускулатуры, создать  положительные кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

 Задачи: 

•Изучить методическую литературу по проблеме исследования  дифференцированного логопедического массажа при дизартрии;

Ознакомить педагогов с приемам и дифференцированного логопедического массажа, направленного на коррекцию дизартрических расстройств;

•Способствовать развитию интереса к данным  комплексам упражнений и введению её в практическую деятельность частично.

    Исследования Архиповой Е.Ф. детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия,ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие,дизартрия.

 При коррекции дизартрических нарушений речи основная форма логопедической работы - индивидуальная. Прежде всего, это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, искусственная локальная контрастотермия, а также начальные этапы дыхательной и голосовой гимнастики.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. 
Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.

При преодолении артикуляционных нарушений логопедический массаж проводится вместе с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Для формирования речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими упражнениями.

Ученые на протяжении многих лет исследований предлагали разнообразные авторские методики использования массажа в логопедической работе. Многие из них не теряют актуальности по сей день.

Заблудовский И.З., один из основоположников системы массажа, был автором методики стимулирующего массажа лица, которая активно применяется и сегодня.

Логопедический массаж может осуществлять как логопед или дефектолог, так и медицинский работник, владеющий техникой логопедического массажа, т.е. прошел специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речедвигательную деятельность, а также эти опатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированные и обученные логопедом.

Некоторые логопеды (Архипова Е.Ф.) рассматривает логопедический массаж как структурную часть индивидуального логопедического занятия с ребенком, у которого диагностировали дизартрию. При этом логопедический массаж должен предшествовать жестикуляционной гимнастике.

Архипова Е.Ф.  предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из них находятся упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики:

·первый комплекс упражнений это логопедический массаж при высоком тонусе мышц(ригидный синдром);

·второй комплекс упражнений логопедического массажа приспастико-атактико-гиперкинетическом синдроме;

·третий комплекс предлагается проводить при низком тонусе мышц.

    Учитывая регламент индивидуальных занятий, Е.Ф.Архипова предлагает проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие.

Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

         Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию.

Приемы разминания и вибрации при ригидном синдромеприменять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.

Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме

Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.

Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки.

Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.

Таким образом, грамотно построенный массаж (когда правильно выбраны и проведены приемы, определены их интенсивность и дозировки)является весомым средством не только коррекции речевых нарушений, неотъемлемой частью логопедической работы, но и лечения и восстановления работоспособности, снятия усталости и поддержания общего тонуса организма, активным средством укрепления здоровья и предупреждения заболеваний организма, особенно при нарушениях общей и мелкой моторики на фоне артикуляционных расстройств.

27 февраля 2015 в 14:04

Прикреплённые файлы:

Документ: семинар-практикум: «Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии» - подготовили учителя-логопеды: Загирова А.Ш., Багаутдинова А.Ф.

Описание файла:

Файл называется: kompleksy-logopedicheskogo-masazha_q1vnc.docx

Это официальный файл организации «МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ (корпус 2)», в нём содержится семинар-практикум: «Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии» - подготовили учителя-логопеды: Загирова А.Ш., Багаутдинова А.Ф..

Размер файла: 0,92 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.